Женский Форум MakeCool.ru :)
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
16 Январь 2018, 12:46:52
Фотограф Анна Бушуева
Начало Помощь Войти Регистрация
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Возрастное развитие ребенка  (Прочитано 14357 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Firinka
Модератор
Старейшина
*

Рейтинг: 4389
Пол: Женский
Сообщений: 27892


Любовь спасет мир!


« Ответ #12 : 15 Август 2011, 22:27:50 »

Игры для детей с 1 года до 3 лет

Найти потерянную игрушку

Интереснейшей особенностью этого возраста является представление ребенка о постоянстве предмета: малыш вспоминает игрушку, которую вы в данный момент спрятали. До этого предмет, который убирали с глаз ребенка, как бы переставал для него существовать. Как формируется эта способность?

Если вы просто спрятали игрушку под пеленкой, малыш не пытается искать ее. Попробуйте такой эксперимент.

Дайте ему посмотреть, как вы кладете игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка.

Сосредоточенное выражение его лица показывает, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, ребенок сдернет пеленку и необычайно обрадуется, что не ошибся.

Повторите этот опыт несколько раз, причем всегда кладите игрушку под одну и ту же пеленку, а потом на глазах у малыша спрячьте игрушку под другой. И, хотя он все прекрасно видел, все же какое-то время малыш будет искать игрушку на прежнем месте.

Происходит так потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, между 12 и 16 месяцами, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

 
Прятки

Способность ребенка запоминать место, где он только что видел вашу скрывшуюся от него голову, превращает игру в прятки в одну из самых любимых.

Дайте ребенку возможность загнать вас за диван. Немного погодя, выгляните из-за дивана и позовите его. Малыш радостно поползет к тому месту, откуда вы выглядывали. Иногда он начинает подражать вашим движениям, тоже прячась и выглядывая из-за дивана.
Усложните игру

Спрячьтесь и, не выглядывая, позовите малыша. Посмотрите, как он начнет разыскивать место, откуда раздается голос, вызывающий в его памяти ваш образ. Почаще напоминайте о себе, чтобы сохранить интерес ребенка к поиску.

 
Помогите ребенку различать цвета

Включитесь в его игру с разноцветными кубиками, кольцами и, выстраивая вместе с ним башню или пирамиду, называйте цвета, просите малыша подать кубик того или иного цвета.

Вначале ребенок запомнит контрастные цвета: красный и зеленый, желтый и черный. Затем можно переходить к более близким по окрасу: желтый и оранжевый, фиолетовый и черный, зеленый и синий.

 

Вы будете вместе с ребенком познавать окружающий мир и обмениваться впечатлениями. Для малыша важны не только слова, но и жесты, выражение лица, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится говорить, он с помощью жестов и выражения лица сможет добиться понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.



Игры ребенка в 1,5 года начинают приобретать отобразительный характер. Дети, если им показать, строят из кубиков домик, забор, поезд.

К концу второго года малышам можно разрешать игры с песком и учить их при этом наполнять водой чашечки и ведерко, готовить из песка куличики, пирожки и т. п.

Становятся разнообразнее игры с сюжетными игрушками. Кукол дети теперь не только качают, но и укладывают спать в кроватку, возят в колясочке, кормят. Игрушки-животные начинают уже рычать или мяукать, а при нехватке звуковых характеристик говорить словами.

В этом возрастном периоде дети особенно любят крупные игрушки. Однако для развития движений пальцев целесообразно давать ребенку для игры и мелкие игрушки: строительный материал, разъемные коробочки, матрешки.

Огромную пользу в этом возрасте приносят систематические занятия с детьми. У детей, с которыми ежедневно кто-то занимается, быстрее и полнее развиваются не только подражательные действия, но и речь. Однако систематическая чрезмерная нагрузка, обилие игрушек и большое количество взрослых, «воспитывающих» одного малыша, приводят к перегрузке и задержке развития его речи.

Отмечается дальнейшее развитие способности обобщать. Малыш может показать все круглые предметы (мячи, тиры и т. п.), кровать свою и взрослых.

Гуляя с ребенком этого возраста на улице, целесообразно дать ему палочку и показать, как можно ею чертить на песке или снегу различные линии. С карандашом и бумагой в комнате его рука еще не справится, а на улице с палочкой это возможно.

К концу второго года жизни ребенка следует знакомить с названием предметов и их назначением, учить ими действовать. Малыш должен уметь спокойно выполнять просьбы взрослых, немного подождать, пока взрослый занят другим делом, выражать просьбу словами, знать свое место за столом, место своей одежды, полотенца, горшка, говорить «спасибо» после еды, «здравствуйте», «до свидания», выполнять простые поручения.

В течение второго года жизни четко осознается свой пол. Дифференцируются поведенческие реакции у мальчиков и девочек. У них уже разное отношение к одежде, к играм.




Предлагаем несколько простых игр, способствующих развитию органов чувств.

"Справа" и "слева"

Понятия "правый" и "левый" относятся к числу наиболее трудно постигаемых. Необходимо, чтобы малыш постиг их как можно раньше. Ребенок, не умеющий различать их, столкнется с большими трудностями в овладении письмом, чтением, счетом; будет плохо ориентироваться в пространстве.

Уже с полутора лет, собираясь с малышом на прогулку, приучайте его к понятиям "правый" и "левый".

— Теперь наденем свитер. Дай мне твою правую руку! — сжимаете правую руку.

— А теперь дай левую! — ее не сжимаете. Так много раз. То же с обувью.

 

С трех лет, занимаясь зарядкой, заставляйте, в такт движениям, повторять стишок:

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После правою ногой,
После левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

Когда эти движения будут выполняться осознанно, вы можете усложнить игру по своему усмотрению. Может помочь и ритмичная музыка.

Полноценное видение

Научат ребенка правильно ориентироваться, разовьют зрительную память и внимание такие упражнения.

Положите на стол 5 различных предметов (книгу, куклу, кубик и т. д.), попросите малыша на них внимательно посмотреть, запомнить и отвернуться или выйти из комнаты. Уберите или добавьте один предмет. Вернувшись, ребенок должен сказать, что изменилось на столе, точнее, какой предмет появился.

Оставьте в комнате предмет, место которому в ванной или на кухне (кастрюля, зубная щетка, терка для овощей и др.). Ребенок должен обнаружить и исправить вашу "оплошность".

Нарисуйте лицо человека или морду зверя, на которой не хватает какой-то детали. Ребенок должен определить и дорисовать, если умеет, или вам поручить. Постепенно усложняйте задание, переходя от недорисованного глаза до "забытых" ресниц.

Предложите ребенку (после трех лет) посмотреть на предмет, а потом описать его. Пусть это будет кресло в комнате или лист дерева (он зеленый, края кружевные, сверху гладкий, внизу шероховатый). Покажите в парке, в саду, как определить направление ветра.

Цвета и оттенки

В полтора года ребенок с вашей помощью освоил основные цвета: голубой, красный, желтый, черный. В три года он должен знать восемь цветов. В правильном применении цвета помогают книжки-раскраски.

С освоением оттенков — сложнее. Покажите ребенку, как, накладывая друг на друга прозрачные листы одинакового цвета, можно составить целую гамму оттенков. Возьмите четыре белых листа бумаги. На первый положите голубой целлофановый лист, на второй — два голубых и т. д. Получится четыре голубых оттенка: от бледно-голубого до темно-голубого. Такое же упражнение можно выполнить с оттенками различных цветов: голубая бумага и красная, голубая и два красные, голубая и три красные и т. д.

Такие занятия развивают художественный вкус и стремление к творчеству.


 
Записан
Firinka
Модератор
Старейшина
*

Рейтинг: 4389
Пол: Женский
Сообщений: 27892


Любовь спасет мир!


« Ответ #13 : 15 Август 2011, 22:30:26 »

Дошкольный период


Четвертый год жизни знаменует начало дошкольного периода. В связи с этим некоторые родители главный акцент делают на воспитательные мероприятия, обучение и дальнейшее развитие психики. Но это не совсем правильно. Физическое развитие ребенка, состояние его здоровья в этот период по-прежнему требуют самого пристального внимания.

Потребность в движении весьма велика. Ребенок бегает, прыгает, балансирует, шумит. Иногда демонстрирует силу, пытаясь поднять и понести тяжелый предмет.

К 6-и годам ребенок приобретает такое двигательное развитие, которое позволяет ему самостоятельно пользоваться гребешком, зубной щеткой, принадлежностями для шитья. Ребенок способен резать по ровной линии, хорошо орудует карандашом (нарисованные линии и фигуры получаются все лучше).

Для проверки хорошего развития моторики родители между 3-я и 6-ю годами могут подвергнуть детей испытаниям (конечно, под видом игры):

общая подвижность

бросание и ловля мяча в движении;
стояние на одной ноге;
хождение на пятках или на носках взад и вперед;
подъем и спуск по лестнице и т.д.

тонкие движения

построение башни из 8 кубиков или моста из 3-х кубиков;
выполнение рисунков креста, ромба, человечка из 3 и 6 частей.

В 3 года только часть детей может стоять короткое время на одной ноге, а в 5 лет прыгать на одной ноге и через скакалку.

Вместе с тем дети малого возраста способны играть в спокойные игры: раскрашивать картинки, моделировать разные предметы из пластилина.

Восприятие детей этого возраста достойно восхищения. Работая с пластилином или цветным мелком, ребенок создает простые формы, которым он затем дает название по их внешнему виду. Он интересуется функциональной способностью предметов, которые он сравнивает, складывает, сортирует по форме и цвету, разбивает по частям ("портит" — считают родители).

Помогите ребенку различать цвета. Включитесь ненадолго в его игру с разноцветными кубиками, кольцами и, выстраивая вместе с ним башню или пирамиду, называйте цвета, просите подать кубик того или иного цвета.

Вначале он запомнит контрастные цвета: красный и зеленый, желтый и черный. Затем можно переходить к более близким по окрасу: желтый и оранжевый, фиолетовый и черный, зеленый и синий.

В 3 года ребенок уже может различать 8 цветов: белый, черный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Многие дети к этому возрасту различают и оттенки – розовый, голубой, сиреневый.

В 5—6 лет осязательный и моторный опыт уходят на второй план. Помимо зрительных впечатлений приобретают значение слуховые впечатления. Ребенок постоянно начеку — "выслеживает, разоблачает", повторяет выражения, услышанные от взрослых или от других детей. Он различает песенки, сопровождая их ритмичными движениями.

По-прежнему превалирует фантазия в изображении предметов, лиц или животных и в использовании красок. Только к концу периода младшего детского возраста появляется более четкое разграничение между воображением и действительностью.

Ребенок активно и критически смотрит на окружающий мир, на собственные действия. У него развивается творческий ум, появляется понятие о количестве (умеет считать до 10) и времени.

Что же он может?

В 4 года малыш уже смело проходит по скамейке, бревну. На поляне или в лесу свободно обегает пни, деревья, кусты. Может пробегать в быстром темпе 10—20 м, но потом скорость замедляется. В медленном темпе рядом со взрослыми или другими детьми с удовольствием пробежит 150—200 м. Он умеет спрыгивать с невысоких предметов, перепрыгивать через них, прыгать в длину с места, вверх. Все будет лучше, если поставите перед ребенком цель: допрыгни до черты и достань шишку, перепрыгни через ручеек, канавку и т. д.

Ему исполнилось 5 лет, и вы замечаете, как он изменился. Его движения стали уверенными, красивыми. Он хорошо сохраняет равновесие, идя по бревну или скамейке; бегает по пересеченной местности, ловко прыгает на одной ноге, перепрыгивает через 2—3 предмета; пытается прыгать с короткой скакалкой и хорошо владеет мячом. Уверенно лазает по гимнастической стенке, висячей лесенке, канату.

В 6 лет ребенок четко выполняет все основные движения, соблюдает правила во время игры. Значительно совершенствуются прыжки: в высоту с разбега — 40 см, в длину с места — 80, с разбега в длину — 100 см. Хорошо играет в мяч, бросает в цель, уверенно лазает по стенке и канату.

Как разговаривать с ребенком

Для привлечения внимания ребенка старайтесь говорить тихо или шепотом. Громкие звуки могут вызвать ассоциации с наказанием.

Старайтесь говорить правильно. Ребенок перенимает ваши манеры и речь. Если вы неправильно ставите ударения в словах или используете ненормативную лексику, то ребенок будет неосмысленно повторять за вами. Называйте предметы своими именами. Не вводите ребенка в заблуждения, называя предмет или действие другим названием.

Говорите разборчиво, используя короткие предложения. Дети с трудом понимают длинные слова и предложения. Непонимание речи взрослых тормозит развитие речи ребенка.

Поправляйте неправильно произнесенные ребенком слова. Для этого достаточно дважды отчетливо произнести слово, вызвавшее затруднение.

Создавайте и поддерживайте положительный настрой во время общения с ребенком. Хорошее настроение увеличивает возможности восприятия.

Посильный труд


В режиме дня ребенка дошкольного возраста обязательно должно предусматриваться время для выполнения посильного труда в быту. Многие родители считают, что ребенок еще мал и успеет потрудиться потом. Но они забывают о том, что к большим трудовым нагрузкам надо готовиться с детства. Малыш уже может помогать в уборке помещения, сервировке повседневного стола, уходе за домашними растениями, животными, птицами и аквариумными рыбками. Детям доставляют удовольствие эти трудовые процессы. Они не всегда делают все правильно, с точки зрения взрослого, но ради развития самостоятельности следует всячески поощрять их трудовые усилия и не забывать хвалить за это.

Воспитание самостоятельности

В воспитании, как и во всем, надо знать меру. Нельзя слишком управлять поведением малыша, постоянно поправлять его, поучать, подсказывать ему, так как при этом ребенок не научится принимать решения сам. Особенно вредно отражается на воспитании непостоянство родителей в воспитательных мероприятиях, когда они то совсем не уделяют внимания ребенку, то под влиянием какого-нибудь его проступка начинают безостановочно «воспитывать» малыша. Грубый окрик, резкий тон, приказания вызывают у детей выраженный протест. И хотя маленькие дети обычно легко и быстро забывают и прощают обиды, нужно стараться не злоупотреблять этим.

Пятый год жизни
Становление основных черт характера

Пятый год — середина дошкольного периода. Он характеризуется продолжающимся активным физическим и психическим развитием.

К пяти годам дети становятся спокойнее, у них появляется возможность торможения нервных процессов. Движения их уже более координированные, они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, могут ловить мяч. Но сохранять длительно одну и ту же позу им еще трудно, развивается утомление.

В этом возрасте окончательно формируются основные черты характера. Если ребенка не приучить к опрятности, то и в дальнейшем он останется неряшливым. Если малыш не усвоил важность точного соблюдения режима дня, не привык складывать как следует одежду и поддерживать порядок в своем уголке, он и потом будет несобранным и неаккуратным.

Если ребенка не научить сдерживать свои желания, понимать, что «надо» значит больше, чем «хочу», то он вырастет безвольным человеком. Часто приходится слышать, что дети наследуют плохие черты от родителей. Однако это не совсем так. Такое утверждение скорее звучит как оправдание в случае, когда за воспитание ребенка взялись слишком поздно.

Как указывал А. С. Макаренко, 80 % положительных и отрицательных черт характера ребенка формируется в первые пять лет жизни. Поэтому воспитывать его надо практически с рождения.

См. также Что должен уметь делать ребенок в четыре и в пять лет

Шестой год жизни

Готовя детей к поступлению в школу, следует постепенно систематизировать их знания. К этому возрасту они уже имеют представления о большинстве явлений природы и общественной жизни. Но эти представления нередко поверхностные, а иногда и неточные. Поэтому будущему школьнику необходимо объяснить суть тех явлений, с которыми он сталкивается. Его надо ознакомить с назначением культурно-бытовых учреждений — библиотеки, почты, магазина и др.; рассказать ему, чем занимаются работающие в них люди, что отличает их профессии от других, каков результат их труда, какую они приносят пользу народу. Отдельно следует познакомить ребенка со школой, и не только с ее общим видом, помещениями, а главным образом с назначением, задачами, методами работы.

Четкие и правильные представления ребенка о явлениях природы и человеческого общества облегчат ему усвоение школьной программы.

Желательно использовать в занятиях различные положительные примеры, стараться развить у ребенка интерес к ним, стремление подражать, помочь выбрать образец для подражания. Это будет способствовать созданию у ребенка своего образа положительного человека.

В школе ребенок постоянно будет тесно окружен товарищами. В связи с этим важно воспитывать у него общительность, уступчивость, способность прийти на помощь другому, когда он в ней нуждается.

Школьник будет общаться с различными детьми, поэтому у него должно быть воспитано и чувство деликатности. Ребенку не просто понять, что правдивость не всегда должна быть прямолинейной, что в отдельных случаях, чтобы не обидеть человека, нужны сдержанность и деликатность. Еще раз хочется отметить роль отца в воспитании детей. Он, несмотря на свою занятость, должен найти время для общения с ребенком, постоянно присутствовать в его жизни, участвовать во всех видах его деятельности. Особенно реально это в вечернее время, праздничные и выходные дни.

 
Записан
ЗмеЮка
Гость
« Ответ #14 : 14 Декабрь 2012, 15:32:51 »

Первый год жизни малыша

С первых месяцев жизни у малыша развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональные реакции. Быстро развиваются движения, формируются элементарные действия с предметами.
Общение со взрослым становится потребностью и ведущей деятельностью детей уже в первые месяцы жизни, источником их развития.
Развитие ребенка первого года осуществляется в определенной последовательности: все новые, более сложные умения формируются на основе простых.
Быстрый темп и неравномерность развития малыша вызывают необходимость деления первого года жизни на качественно отличные периоды

Период новорожденности (первые 3-4 недели жизни) - наиболее ответственный в жизни ребенка. Основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка, формирование четкого и правильного ритма кормления, соответствующего состоянию ребенка.

1 месяц - 2,5-3 месяца - ведущими в развитии на этом этапе является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Малыше учат следить за движущейся игрушкой или взрослым, сосредотачивать взгляд на неподвижной, висящей над ним игрушке, на лице взрослого. К 4 месяцам ребенок, радуясь, громко смеется, радостное состояние становится более выразительным, длительным, проявляется оно чаще, по различным поводам и уже может возникать без воздействия взрослого.
До 3 месяцев такое эмоциональное реагирование на окружающее очень ценно, так как способствует двигательной и голосовой активности: у ребенка, когда он радуется выпрямляются руки в локтевом суставе, разжимаются пальчики, он как бы случайно наталкивается на предмет. Наличие эмоционально-положительных ответных реакций свидетельствует о физиологической зрелости малыша (к 3 месяцам).
В первые 3 месяца жизни у ребенка появляются ответные голосовые реакции - гукание, гуление, что важно для развития голосового аппарата, звуковой речи. Он овладевает первыми движениями в горизонтальном положении, у него развивается умение удерживать голову, лежа на животе.
На 4 - 5 месяце малыш пытается различить интонации обращенной к нему речи, мелодии (плясовую и спокойную), голоса знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другого близкого человека, отличать близких ему людей от незнакомых. К 6 месяцам он узнает (по звучанию) свое имя. Все это свидетельствует об адекватном реагировании ребенка на окружающее, о восприятии им речи человека, что в дальнейшем благотворно влияет на развитие понимания им речи окружающих взрослых и на развитие своей речи.

Очень важным достижением в жизни малыша от 3 до 5 - 6 меяцев является развитие движений руки. Сначала ребенок наталкивается на подвешенные над грудью игрушки, к 4 месяцам захватывает, ощупывает и рассматривает их, а к 5 месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук взрослого, в 6 месяцев поднимает ее, лежа на спине, на животе, на боку, держит и рассматривает игрушку перекладывает из одной руки в другую, бросает ее.
В этот период ему дают игрушки, удобные для захватывания. На основе этих движений развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт, а в дальнейшем, во втором полугодии, совершенствовать навыки приема пищи, развивать основные движения.
На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется еще одна важная линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца ребенок длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным. Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и положительное состояние ребенка.
К концу первого полугодия жизни ребенок овладевает первыми самостоятельными движениями, находясь в горизонтальном положении. В этот период малыш проявляет интерес к разным игрушкам; звуками, движениями привлекает внимание взрослого к себе; настойчиво пытается приблизиться к привлекшему внимание предмету. Он часто радуется, занимаясь игрушками, смеется, издает звуки, пытается передвигаться.

Во втором полугодии ведущим достижением является развитие движений и прежде всего овладение ползанием. Темп и последовательность развития движений зависят от условий воспитания и воздействия взрослых. Наиболее целесообразна такая последовательность, при которой дети сначала овладевают моторными функциями (движениями, связанными с изменением положения в пространстве, с перемещением), а потом статическими (способностью сохранять определенное положение тела). Детей учат садиться, а не сидеть, вставать, а не стоять. Проделывая различные движения, ребенок овладевает предпосылками для развития умения сохранять определенное положение тела.
Ползание существенно меняет поведение малыша, так как он становится еще более активным и самостоятельным, может приблизиться ко всему, что раньше было удалено от него. Это расширяет его кругозор, богаче становится жизненный опыт.

К 8 месяцам происходит скачок в развитии движений. Ребенок приобретает вертикальное положение. В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. Речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.
Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и в действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание. Однако иногда, в период овладения новыми движениями и увеличения двигательной активности, возникают так называемые конкурентные отношения между развитием движений и лепетом. Лепет как новое и еще не прочное умение угасает, если взрослые не создают специальных условий для его развития (не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком). Он может не развиться у детей с пониженным слухом или с его отсутствием, с каким-либо не выявляемым ранее дефектом артикуляционного аппарата, речедвигательного анализатора.
На основе движений руки, сформировавшимся в первом полугодии, с 6-7 месяцев начинают развиваться действия с предметами. Вначале это повторение , производимые одинаково со всеми предметами, независимо от их свойств (рассматривает, постукивает, нажимает, бросает, размахивает и пр.)
Его занятия с игрушками становятся более длительными и разнообразными. К 8-9 месяцам малыш использует каждую игрушку по-разному, в зависимости от ее свойств. Эти действия подсказываются самими предметами, являются результатом накопленного личного опыта ребенка и носят вначале случайный характер.
Затем, под влиянием специального обучения, развивается самоподражание (повторно толкает мяч, вынимает игрушку из ящика, открывает крышку, нажимает на клавишу и т. д.)
К 9 месяцам, подражая взрослому, он выполняет, сначала знакомые, а затем и новые действия: закрывает крышку, вкладывает в коробку игрушки, собирает игрушку и пр. По мере развития понимания речи начинает выполнять действия по речевой инструкции, воспроизводя то, чему его научили раньше. В 9 месяцев ребенок подражает плясовым и игровым движениям взрослого, постепенно связывая их с определенной мелодией и словами.
В этом возрасте важно совершенствовать все, чем овладевает ребенок, особенно движения. Для развития движений бодрствование ребенка организовывают на полу. Там должны быть крупные предметы, держась за которые он мог бы вставать,  переступать, ходить. Должны быть игрушки, побуждающие ребенка двигаться (мяч, машина, тележка), крупные игрушки (мишка или собака, кукла), а также место, позволяющее малышу отдохнуть сидя: очень низкий стул, или табуретка, ящик, диванная подушка, валик и др.
Понимание речи меняет не только поведение ребенка, но существенно влияет на все развитие ребенка.

В период от 9 - 10 до 12 месяцев ребенок овладевает первыми словами. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 -12 месяцев ребенок по заказу и слову взрослого учится выполнять действия, которые становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер; он выполняет действия. направленные на получение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, , одеть; накладывает кирпичик на кирпичик, снимает и надевает кольца, катает по желобу шары. Теперь для занятий ему нужно большее количество игрушек, предметов. У малыша развиваются предпосылки игровой деятельности.
С развитием действий с предметами обогащается личный опыт ребенка новыми впечатлениями, совершенствуется зрительное, слуховое, тактильное восприятие. К концу года ребенок уже может отличить по просьбе взрослого кубик от кирпичика, узнать на фотографии маму, папу, дедушку и других, близких ему людей.
К концу первого года жизни малыш эмоционально реагирует на музыку, пение, , прислушивается к звучанию разных инструментов. Понимая слова песни, выполняет в такт движения, действия; начинает подражать интонации песни и подговаривать звуки и слоги.

Итак, к году ребенок:
самостоятельно ходит;
начинает понимать речь взрослого;
произносит несколько слов;
длительно и разнообразно действует с игрушками, воспроизведя то, чему его научили;
активен при приеме пищи;
положительно относится к гигиеническим процедурам;
ориентируется в знакомой окружающей обстановке;
проявляя интерес, активно действует с предметами;
ищет общения со взрослыми и детьми, радуясь им
Записан
ЗмеЮка
Гость
« Ответ #15 : 14 Декабрь 2012, 15:36:12 »

Второй год жизни малыша

Ребенку - второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется поведение. Овладение ходьбой дает возможность непосредственного общения с окружающим миром, что прежде всего способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления малыша.
В этом возрасте формируется вторая сигнальная система и начинают развиваться основные ее функции (обобщения и отвлеченного мышления). Ребенок много движется, легко вступает в контакт со знакомыми людьми. Однако характерна неустойчивость его поведения; на фоне эмоционального подъема (радуется, смеется). Он может неожиданно заплакать. Требуется особое внимание со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания его настроения.
В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, сочувствие сверстникам, ребенок адекватно реагирует на оценку своих действий взрослым. Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым, а также первые волевые качества (стремление к результативности действий).
Ребенок уже может более длительно заниматься одним и тем же видом деятельности. Так, в начале второго года он может заниматься одним и тем же делом 3-5 минут, а к концу до 7-10 минут , если занятие ребенку интересно, то и дольше.

Главные достижения малыша на втором году жизни:
-понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка;
-осуществляется дальнейшее сенсорное развитие, развитие игровой деятельности, действий с предметами и движений;
-формирование навыков самостоятельности.
Это основные направления в развитии ребенка второго года жизни.

Сенсорное развитие ребенка на втором году жизни
Малыш познает различные свойства предметов и явлений действенным путем: песок сыпучий, цветы яркие, сухие листья под ногами шуршат, снег скрипит, у елки колючие ветки, шерсть котенка гладкая и мягкая. Играя с различными развивающими игрушками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (их форму. Величину, цвет).
Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение в развитии восприятия малыша. Уже в этом возрасте надо учить его видеть форму шара, куба, сравнивать предметы контрастной и близкой форм, подбирать к образцу предмет такой же формы.
Довольно рано дети выделяют величину, которая для них является основным отличительным признаком. Ребенок рано различает свои вещи и вещи взрослых: маленькие ботинки, шапку и др.
В 1 год 3 месяца дети, играя с различными игрушками-вкладышами (доски Сегена, рамки-вкладыши Монтессори, логический куб и др.), различают две контрастные величины, а в 1 год 9 месяцев - 3-4, позднее, к концу второго полугодия, -- и более близкие величины. В 1 год 9 месяцев - 2 года дети подбирают к образцу и слову взрослого предметы, схожие по цвету. Здесь очень важно, чтобы задание взрослого было понятно ребенку, поэтому оно должно быть четко сформулировано и целесообразно, например, подобрать к этим носочкам (красного цвета) такие же варежки (выбрать среди варежек разных цветов).
Для детей второго года жизни характерна обостренность восприятия. Однако внимание носит непроизвольный характер. Заставить в этом возрасте малыша быть внимательным нельзя, но заинтересовать можно многим. Его внимание привлекают различные изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, звонок в дверь, машина, проехавшая за окном.
Постоянное рассматривание окружающих предметов развивает наблюдательность малыша. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя большое разнообразие предметов, но и действовал с ними. В деятельности формируется мышление.

На втором году жизни совершенствуется понимание речи, функция обобщения;
он учится подражать словам и фразам взрослого, расширяется активный словарь, он овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает пользоваться речью.
Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребенок реагирует не совсем правильно. Например, на просьбу мамы "Покажи мишку" смотрит на названный предмет, а подает другой. Необходимо несколько раз повторять задание, в дальнейшем усложняя его.
В этом возрасте дети могут знать словесные обозначения игрушек, предметов быта, одежды, действий, которые сами умеют выполнять (возьми, принеси, покачай, покорми, посмотри и др.) В этом возрасте малыш охотно выполняет инструкции типа: "принеси мне тапочки, а бабушке очки!" При этом ребенок хорошо ориентируется в своей комнате.
С 1 года 6 месяцев ребенок начинает понимать речь, не подкрепленную ситуацией. Это значит, что с ним можно говорить о том, что он в настоящий момент не видит, при этом, конечно, опираясь на прошлый опыт ребенка. Ему уже можно читать эмоциональные рассказы, четверостишья, потешки.
Однако нужно помнить, что по-прежнему большое значение имеет и дальнейшее обогащение опыта малыша. Наблюдая с ребенком окружающую действительность называйте все, что он видит: действия взрослых и детей в различных ситуациях, движение транспорта, впечатление от рассматривания иллюстраций в книгах. В дальнейшем вопросы взрослого, обращенные к ребенку, заставляют его обозначать воспринимаемое собственной речью, а к концу второго года они стимулируют появление первых вопросов самого ребенка (Где? Куда? Что это? и др.), отражающее развитие его любознательности, мышления.
По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи (покажи, где животные), но и в активной (назови только животных). Однако при обобщении в активной речи на первых порах делают много ошибок. При этом малыш находит предметы похожие на те, которые ему знакомы и которые он уже умеет называть.
В первом полугодии формируется очень важная способность ребенка - умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако из-за возрастных особенностей развития артикуляционного аппарата в начале года малыш произносит слова облегченно: машина - "би-би", собачка -"ав-ав". Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова облегченные, сопровождая их словами, произнесенными правильно.

Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является его игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.

Особое значение для ребенка второго года жизни имеет развитие его игровой деятельности и действий с предметами.
В начале второго года игра ребенка сводится к различным действиям с предметами, которыми малыш начал овладевать еще к концу первого года жизни: он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамиды и надевает их обратно. Действуя с предметами, он практически знакомится с их свойствами, учится их сравнивать, сопоставлять. Действуя так, он мыслит.
Очень важно вовремя обеспечить малыша более сложными игрушками: строительные наборы с различными по размеру, форме, цвету, толщине элементами; специальные тематические деревянные наборы "Веселый городок", "Веселая ферма", "Транспорт". Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности подражания, развития координации движений рук приобретают более сложный характер. Малыш ставит кирпичики на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводя знакомые постройки.
У детей 1 года 3 месяцев - 1 года 6 месяцев появляются новые действия, которые ранее специально не разучивались, те. Которые он увидел сам, приглядываясь к деятельности взрослых и старших ребят: качает куклу в кроватке, кормит, ставит горчичники игрушечному мишке и др.
В конце второго года у ребенка появляются последовательные действия (наливает воду и дает кукле пить). Ребенок разнообразно действует с одним и тем же предметом, и, если в первом полугодии он занят одним видом деятельности 2-4 минуты, то к 2 годам - до 5-7 минут, сопровождая свой действия словом. Постепенно в игре формируется мышление, ребенок теперь использует предметы-заменители (воображаемые предметы), подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры.

К концу второго года жизни в игре детей появляются некоторые согласованные действия: они , играя, кормят друг друга, вместе строят, рассматривают книги. Все чаще свои действия они сопровождают словом, в их играх появляются эмоции: интерес, удивление, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек., а также и более сложные: нежность, чувство вины за свой поступок.
В самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. В начале второго года жизни ходьба ребенка еще недостаточно координирована: ему трудно пройти по прямой, ямки, бугорки на улице, камешки, трава - все это сложные для него препятствия. Постепенно ходьба совершенствуется. Совершенствуется лазание, бросание; дети влезают на горку, диван, стул, перелезают через различные преграды (бревно, скамейку, диван). В этом возрасте ребенок постепенно начинает овладевать простыми плясовыми движениями.
Записан
ЗмеЮка
Гость
« Ответ #16 : 14 Декабрь 2012, 15:38:05 »

Третий год жизни малыша

Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предыдущим годом.
В этот период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6 - 6,5 часа). У малыша уже можно легко сформировать навыки правильного поведения. На короткое время он может сдержать свои действия, желания. Однако в 3 года малыш еще легко возбуждается, быстро утомляется от разнообразных действий.
Происходит интенсивное нервно-психическое развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3-4 раза по сравнением с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова. Малыш уже употребляет распространенные и сложные слова. "Лиса больше зайчика. Она может его съесть"; "Когда будет тепло, я буду ходить в шортиках", -- сообщает малыш в 2, 5 года.
В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? Где? Когда? Зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи - о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.
Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развивается речь и мышление.
Существенно меняется понимание речи окружающих. С ребенком можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем. Например, о том, куда он пой дет с мамой, что будет делать на прогулке, что там произошло вчера; вспомнить, какими игрушками украшали елку, что собирали летом в лесу. Появляются более сложные обобщения: например, словами игрушки, одежда малыш объединяет разнородные, но сходные по выполняемой функции предметы.

Существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то, что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает. Словом уже можно прекратить то или иное действие, предупредить отрицательное поведение, вызвать новое действие. Сформировать представление, понятие.
Однако, в этом возрасте дети не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, их речь остается еще несколько своеобразной. Правильное произношение звуков еще не закреплено. Многие звуки произносятся еще смягченно: "зяйка" (зайка), "пизяма" (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом - неправильно. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, ш, ж, ч, щ. Встречаются замены и пропуск трудных звуков, их перестановка. Однако дети замечают недостатки произношения звуков у других детей и могут их исправлять. Очень важно, чтобы взрослые, общаясь с детьми, не допускали в своей речи искажения звуков.
На протяжении третьего года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает уже свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе. Он не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных и пространственных соотношениях ("Самолет летит высоко"; "Когда надо темно, мы спим"). У него формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка.
Важным средством сенсорного и общего развития малыша являются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Однако определить их самостоятельно малыш еще не может. Он научился пока только смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Поэтому его надо учить выделять свойства предметов. Если малыш за чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное -- помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы. Если же малыш не задает вопросов, надо его побуждать к этому, создавать соответствующие ситуации.
Деятельность ребенка на третьем году жизни становится сложной и разнообразной: предметная деятельность (занятия с различными пирамидками, матрешками, мозаикой), сюжетные игры (игра с куклой), наблюдение, рассматривание картинок (тематические картинки овощи-фрукты, домашние и дикие животные, одежда транспорт и др.), элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек), игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности.
Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель: "Я буду строить дом", "Я буду покупать конфеты", т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.
В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может выполнять уже довольно сложные постройки, например, гараж, дорогу к нему, забор, и играть с ними. Очень важно иметь несколько разных строительных наборов, крупные конструкторы лего.

Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности - рисованием, лепкой. Малыш понимает, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу третьего года рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки.
В процессе деятельности у ребенка начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим - и различное поведение. Если мама или папа чем-то расстроены или у них что-то болит, ребенок подходит к ним, гладит с выражением сочувствия, заглядывает в глаза, проявляет стремление оказать помощь. Возможны и противоположные отношения: малыш замахивается руками на родителей, не хочет делать то, о чем его просят. Надо помнить, что все положительные формы поведения уже доступны детям этого возраста, и их надо формировать.
Характерно для детей этого возраста и проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание. Малыши с явным удовольствием слушают музыку, пение. Особенно полезна классическая музыка в специальной обработке. Для малышей специально подобраны и аранжированы признанные шедевры классической музыки. Нежные и ласковые мелодии успокоят малыша перед сном, развлекут в течении дня, разовьют музыкальный слух и чувство ритма.
Ребенок с удовольствием рассматривает хорошую картину, замечает красивое в природе, обстановке, одежде. Изменяются поводы для эмоциональных переживаний: ребенок радуется сделанной постройке, очень доволен, что помог взрослому, сердится, когда ему мешают играть. Самое главное - помочь малышу в его развитии, быть рядом с ним в моменты его открытий, научить его познавать мир.
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.14 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC